
В марте 1998 года компания по производству безалкогольных напитков the Coca-Cola Bottling Company сделала неожиданное заявление о назначении в совет директоров Эвана Холифилда, бывшего чемпиона по боксу в тяжелой весовой категории, хорошо известного из-за того, что его партнер по боксу Майк Тайсон откусил ему кусок уха. На тот момент он был не единственным спортсменом, входящим в совет директоров компаний: известный баскетболист Майкл Джордан был директором компании по производству солнечных очков Oakley. В список других спортивных знаменитостей, пытающихся управлять корпоративной Америкой в последние 25 лет, входят Билли Джин Кинг, теннисист, назначенный в совет компании Altria в 1999 году и гольфистка Нэнси Лопес, ставшая в 2006 году директором компании по производству джема J. M. Smucker.
Советы также набирали и представителей из Голливуда. Например, Disney взял в совет директоров Сидни Пуатье в 1994 году. Дипак Чопра, автор и специалист по здоровому образу жизни, в 2004 году был принят в совет компании Men’s Warehouse по изготовлению мужских костюмов. Если расширить понятие «знаменитость», то в список можно включить и генерала Норманна Шварцкопфа, который в 1996 году был назначен директором Home Shopping Network. Сюда же вы можете отнести огромное количество политиков, ставших директорами, включая Эл Гора, бывшего вице-президента и члена совета директоров компании Apple с 2003 года.
После того как Геральд Форд покинул Белый дом, он активно «коллекционировал» места в советах директоров – подтверждают учащиеся американских бизнес-школ. Когда он входил в совет директоров American Express, он ошеломил своих коллег, задав генеральному директору Харви Голубу вопрос, в чем разница между «акцией без фиксированного дивиденда» и «выручкой». Может быть, это и не так удивительно, поскольку по словам бывшего президента США Линдона Джонсона он «слишком часто играл в футбол без шлема». Возникает вопрос: зачем компании берут «звездных» директоров?
Очевидно, они повышают стоимость тех компаний, в чей совет директоров входят. Согласно последнему исследованию, проведенному четырьмя экономистами, заинтересованными в особенностях Америки, обладатели степени MBA, из-за одного только объявления о том, что в совет директоров вошла знаменитость, цены на акции взлетают. В день, когда г-н Пуатье был назначен директором, цены на акции компании Disney выросли на 4,2%. Из совокупных 70 000 назначений в совет директоров более чем в 700 случаях назначений знаменитостей с 1985 по 2006 год, которые изучались в исследовании, акции компании росли каждый год в течение одного, двух или трех лет.
Почему? В некоторых случаях (например, в случае с бывшим президентом) важным фактором являются влиятельные связи и появление новых возможностей – подтверждает Международная бизнес-школа Executive MBA ГУУ. А некоторые знаменитости, подобно тому, как г-н Айзнер сказал о г-не Пуатье, могут привнести собственный опыт. Исследование выявило большее влияние на цены акций, когда у «звездных» директоров есть опыт, связанный с деятельностью компании. Но все же неопытные «звездные» директора оказывают большее влияние на цены на акции, чем неопытные обыватели.
Чтобы объяснить это явление, экономисты говорят об «эффекте видимости» - «звездные» назначения помогают привлечь внимание инвесторов к компании, которая выделяется тем, что растет спрос, а, следовательно, и цены на ее акции. Конечно, существует мнение, что благодаря знаменитым директорам повышается пропорция акций, купленных институциональными инвесторами (которые, по мнению экономистов, особенно склонны к «эффекту видимости» и напрямую и в результате внимания аналитиков фондовых бирж).
Итак, после этого исследования фирмам надо выбирать директоров со страниц журнала «Пипл»? Это может сработать, по крайней мере, на какое-то время – убеждены некоторые выпускники Школы делового администрирования США. Но, с другой стороны, рано или поздно инвесторы поймут, что, может быть, назначение директора, который ничего не может предложить, кроме известного имени, и стимулирует рост цен на акции, но оно негативно сказывается на ценности остальных членов совета директоров. Вместо того чтобы воспринимать это явление как своего рода поощрение, его следует расценивать как индикатор того, что совету директоров не удается должным образом выполнять свою работу, поэтому совет пытается получить небольшой вклад за солидное вознаграждение. Или профессиональные инвесторы, на самом деле, также привязаны к знаменитостям, как читатели «желтой прессы»?
Статья основана на материалах делового издания «The Economist».
Прослушать