Газ или тормоз?

Газ или тормоз?

Toyota переживает еще один удар по своей неустойчивой репутации.

В гонке, похожей на Формулу 1 по своей предсказуемости, корпорация Toyota Motor менее двух лет назад опередила General Motors и стала самым крупным в мире производителем машин. Несмотря на то, что Toyota набрала обороты, не все идет так гладко. Последняя неудача постигла компанию 26 января, когда она заявила о том, что временно остановит производство в шести сборочных цехах на севере Америки и прекратит продажи восьми самых популярных моделей, включая Camry – самую продаваемую машину в США.

Проблемы Toyota в Америке начали проявляться еще на прошлой неделе, когда компания объявила о крупном отзыве в 2,3 миллиона автомобилей, чтобы зафиксировать педаль газа, которая может заедать, и тогда машина помчится вперед без всякого предупреждения. Toyota размышляет об аналогичном шаге в Европе, который приведет к отзыву еще 2 миллионов машин. Решение фирмы приостановить продажи и производство в Америке – это весомый удар по шаткому положению крупнейшего производителя машин. Эти заводы приносили примерно 60% продаж в 2009 году. Действия компании также поставили под вопрос стоимость акций.

Несмотря на то, что отзыв машин – это привычное дело для автомобильной индустрии, снятие машин с продаж не является таковым. Пока покупатели машин терпят случайные отзывы, но заявления о дефектах в последних моделях становятся привычкой компании. В ноябре Toyota в целях безопасности также провела отзыв 4,2 миллионов машин из Америки, у которых могла заедать педаль газа. В тот раз компания винила неправильно сделанные коврики для салона. Фирма настаивает на том, что подобное случается редко, и призывает клиентов в случае неисправности сразу обращаться в автосервис. Но, как долго Toyota будет испытывать преданность клиентов, остается неизвестным.

Toyota опередила других производителей в основном благодаря своей репутации производителя качественных надежных машин по разумным ценам. Эти характеристики и склоняли на свою сторону покупателей, но в Америке, на самом большом и прибыльном рынке, компания, кажется, начала терять свою привлекательность еще до заявления. В 2009 году ее рыночная доля составляла 17%, как и в предыдущем году, учитывая тот факт, что американские производители потерпели крах. Однако продажи снизились на 20%, по сравнению с 2008 годом, хотя показатель выше, чем у GM, и ниже, чем у Ford. Продажи также снизились в Китае, самом быстро развивающемся автомобильном рынке в мире, и в Европе. Вероятно, доля Toyota на мировом рынке упала ниже 12% в прошлом году.

Порыв Toyota стать крупнейшим производителем автомобилей может иметь негативные последствия. Стремление повысить объемы производства ведут к снижению надежности продукции. В 2006 году после очередного отзыва компания пообещала, что правильное стратегическое планирование и непосредственно стратегия, ориентированная на клиентов, восстановит шаткую репутацию. Однако отзывы продолжились, и Toyota постепенно падала в рейтинге надежности согласно опросам клиентов, в то время как Ford, VW, Hyundai, повысивший продажи в Америке в прошлом году, и другие компании все больше завоевывали доверие клиентов. Конкуренты производят машины, которые часто больше привлекают, чем предложения Toyota. Под угрозой находятся и прославленные электрические и гибридные двигатели, так как другие крупные производители готовятся вскоре выпустить собственные экологические машины.

Чувство беспокойства появилось еще в октябре. Акио Тойода, глава компании с июня месяца и внук основателя Toyota, сделал серьезное предупреждение о том, что компания переживает период спада. По  крайней мере, он тоже осознает, что Toyota необходимо производить более впечатляющие автомобили. Но компании надо еще и восстановить свою репутацию надежного производителя. Однако радикальное решение приостановить производство в Америке наверняка помешает достичь этого в ближайшем будущем.

Статья взята из делового журнала «The Economist» на сайте economist.com

Прослушать



Скачать этот подкаст Аудио (10.4 Мб / 4:32
MP3, 320 kbps)