Эволюция России: вид через «золотые арки»

Эволюция России: вид через «золотые арки»

Виктор Семенов выращивал салат-латук в колхозе в Подмосковье в 1990 году, когда к нему заглянул представитель компании McDonald’s. Компания только что открыла первый ресторан. Может ли колхоз каждую неделю продавать несколько коробок салата?

Помощник г-на Семенова отверг предложение: один ресторан был слишком маленьким заказом. «Но я сказал», - вспоминает Семенов, - «послушай, ты видел, сколько ресторанов McDonald’s на Западе? Продай им латук по любой цене. Теперь это наша новая стратегия». Так у г-на Семенова появилась компания, которая заняла на рынке свое место по производству расфасованных свежих овощей в России.

На этой неделе в России, где популярны сделки «купи один гамбургер и получишь второй бесплатно», McDonald’s справил свое 20-летие с момента открытия в Советском Союзе своего первого ресторана, знаменитого длинными очередями.

Но немного раньше в этом году компания отпраздновала еще одно знаменательное событие – производство последней булочки для гамбургера на частном заводе под Москвой McComplex. Его построили еще до того, как появился первый ресторан сети. Практически везде McDonald’s покупает ингредиенты, а не производит свои собственные. Но в Советском Союзе не было частного бизнеса, который бы предоставил около 300 ингредиентов, нужных для одного ресторана.

Все – от замороженного картофеля фри до начинки пирогов – приходилось производить на одном заводе. McDonald’s – это хорошая возможность посмотреть, как происходит один и тот же процесс примерно в 118 странах. За 20 лет существования McDonald’s в России появилось достаточное количество частных предприятий, чтобы поставлять все необходимые ингредиенты для ресторанов сети. Сегодня в России частный бизнес предоставляет 80% ингредиентов в McDonald’s, а в 1990 году, когда открылся первый ресторан, 80% ингредиентов импортировалось.

Булочки и пирожки до сих пор производят на заводе McComplex, но независимый поставщик, здание сейчас продается. «Наша цель – передать бизнес в руки независимых поставщиков», - заявил в интервью Джим Скиннер, мировой исполнительный директор McDonald’s. Г-н Ревякин, выращивавший в 1990 году огурцы, превратился в одного из крупнейших в России поставщиков бакалейных товаров, после того как он взял у McComplex обязанности заниматься маринованием. Сегодня он поставляет корнишоны трем сетям ресторанов и намерен поставлять их также для соуса Heinz. В интервью по телефону он сказал: «От продажи огурцов мы получаем 2 миллиона долларов в год». В своем бизнесе по выращиванию салата г-н Семенов часто сотрудничает с западными компаниями по контракту с McDonald’s. Его бизнес начал сильно развиваться, когда в прошлом десятилетии в России появились супермаркеты на западный манер, где были витрины-холодильники для расфасованных салатов. Теперь он продает 150 видов салата. После своего успеха в бизнесе г-н Семенов пошел в политику, начал участвовать в работе Парламента и присоединился к правящей партии «Единая Россия».

Занятие молочной продукцией перешло к компании Wimm-Bill-Dann, упаковщику молока и сока, который получил первое место в качестве Российской пищевой компании в списке Нью-Йоркской фондовой биржи в 2002 году.
Только в прошлом году российская компания Мираторг взяла на себя обязанности поставлять ингредиенты для Chicken McNuggets. Вряд ли можно было выбрать более подходящее время для McDonald’s: торговая война может привести к полному отказу от импорта курицы в Россию.

Сегодня картофель фри до сих пор импортируется, что достаточно странно, ведь Россия славится своим картофелем. Однако проблема заключается в экономии от масштаба в обработке продуктов, в этом убежден глава McDonald’s. Русские все покупают сырой картофель вместо того, чтобы купить очищенный замороженный картофель. Пока замороженный картофель только набирает популярность, McDonald’s не может самостоятельно открыть завод по очистке и приготовлению картофеля.

Когда McDonald’s открыл завод стоимостью в 50 миллионов долларов, компания намеревалась постепенно передавать функции частному бизнесу и, в итоге, закрыть его, заявляет директор McDonald’s в России Хамзат Хасбулатов. «С самого первого дня мы знали, что нам придется прибегнуть к аутсорсингу», - добавляет г-н Хасбулатов. Сегодня у ресторанов сети в России 25 000 сотрудников, но в цепи поставок участвует гораздо большее количество людей – 100 000 человек.

Даже если в первые годы McDonald’s в России полагался на частное предприятие, компания быстро встала на ноги, наладила организацию производства и избежала необходимости подвергаться изменениям. В российских ресторанах оборот в два раза больше, чем в США, и составляет 850 000 посетителей в год в одном заведении, по сравнению с 400 000 в Америке. В этом году McDonald’s планирует инвестировать 150 миллионов долларов в Россию, чтобы открыть еще 45 ресторанов и обновить уже существующие. Это хорошие новости и для поставщиков – будет больше спроса на латук.


Статья взята на сайте печатного издания «Нью-Йорк Таймс».

Прослушать



Скачать этот подкаст Аудио (12.7 Мб / 5:34
MP3, 320 kbps)